Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького

0
596

«Ницшеанские мотивы в раннем творчестве М. Горького»

 

«Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек».

Фридрих Ницше

 

Мотивы философских учений Фридриха Ницше видны у многих писателей русской и зарубежной литературы. Рубеж веков, это период войн и революций, что, несомненно, повлияло на искусство. Корень зла видится в социальной несправедливости. Любовь к России призывала изменить социальное устройство общества и улучшить жизнь своего народа. Это стремление повлияло на плеяду таких писателей как: А.Н. Островского, Д. Григоровича, Н. Чернышевского, А. Герцена. Но ,может быть, зло коренится намного глубже?

Рубеж веков, также, отмечен бурным развитием науки. Открытия в науке ошеломляли людей. В конце XIX — начале XX вв. возникает недоверие к науке, ведь она отвергает то, что было правдой вчера. Позитивизм терпит крах, а ведь весь XVIII вв.- XIX вв. шел его бурный рост.

В итоге, мы сталкиваемся с тем, что  вековые устои рухнули. Повсюду социальные потрясения. «Бог умер!», «Материя исчезла», всеобщая паника затопила культуру.

Где искать выход?

А выход виделся в философии Фридриха Ницше. Жизнь, по теории Фридриха Ницше, должна быть чистой, сильной и жестокой, стремящейся к высшей цели, к Абсолюту. Абсолютом, является не Бог, и не человек. Человек, является промежуточным звеном в эволюции между обезьяной и сверхчеловеком. Сверхчеловек, удел немногих. Он не понят, он трагичен, он одинок, ведь он стоит выше всей толпы. Мнение других его не должно интересовать, ведь сверхчеловек не соприкасается с толпой. Для него существует только свой мозг и своя воля.

Алексей Максимович Пешков, более известный как Максим Горький(1868-1936) – общественный деятель, прозаик, драматург, один из самых значимых писателей рубежа XIX-XXвеков. Он очень популярен не только в России, но и во всем мире. Его творчество по-прежнему вызывает огромный интерес аудитории.

Вопрос о влиянии Ницше на творчество Горького впервые был поставлен русскими мыслителями начала XX века: Н. Бердяевым, Е. Трубецким. Современные исследователи приводят многочисленные примеры того, как мучительные раздумья персонажей Горького (главным образом мысли о человеке — «Где же человек?») нередко заводят их в тупик, «Ставят вместе с авторомперед решением «труднопостижимой дилеммы»[1, 495]. Воздействие учения о Сверхчеловеке на героев писателя неоспоримо: ницшеанцами можно назвать таких героев как, Буревестник, Данко, Ларра, Сокол.

Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, композитор, создатель самобытного философского учения. В философской деятельности принято различать три периода:

-период увлечения воззрениями Шопенгауэра и Вагнера

-период позитивизма

-период собственно ницшеанский[2, 672]

Центральным пунктом его философской концепции является идея Сверхчеловека. В ней концентрируются все нравственные идеалы Ницше. В таких произведениях как, «По ту сторону добра и зла»(1886), «»Так говорил Заратустра»(1883-1885),»Генеалогия морали»(1887) он воплотил наиболее зрелые и оригинальные идеи.

С именем Фридриха Ницше связывают творчество Максима Горького. Его прозвали «самородком-ницшеанцем» и «бессознательным ницшеанцем». Он был ницшеанским «передвигателем»: ему одному удалось сменить смиренное настроение своего времени на воинственную бодрость. Кажется, что герои Горького во всеуслышание объявляют читателям: «довольно чеховщины, довольно слез, страданий и грусти, да здравствует жизнь, свобода, смелость, гордое «да» бытию!»[3, 72]

С идеями Фридриха Ницше, Максим Горький познакомился на рубеже 80-90-х гг. XIX века. Из статей и переписок Максима Горького можно заметить, что при частых упоминаниях о Фридрихе Ницше его комментарии были, как правило, либо сдержанными, либо критическими. Исключением, можно считать письмо к А.Л. Волынскому от 1897 года, где Максим Горький признается: «…и Ницше, насколько я его знаю, нравится мне, ибо, демократ по рождению и чувству, я очень хорошо вижу, что демократизм губит жизнь и будет победой не Христа – как думают иные, — а брюха».  В его философии Максима Горького привлекало, прежде всего, отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов. Горький стал сторонником ницшеанской концепции «переоценки ценностей». «Я пришел в этот мир, чтобы не соглашаться»[4, 70].

Можно считать ницшеанцами таких героев, например как цыгане Зобар и Радда ( «Макар Чудра», 1892), Ларра, сын женщины и орла, также Данко («Старуха Изергиль», 1895).

Рассказ М. Горького «Макар Чудра» начинается с размышлений старого цыгана о жизни: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько. И все работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы своиисточит на землю, а потом ляжет в нее и сгниет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит с своего поля и умирает, как родился, — дураком»[1, 489].

Все эти мысли совпадают с идеями Фридриха Ницше в работе «Несвоевременные размышления»: «Все мучается из-за того, чтобы жалко прожить жалкую жизнь; эта ужасная потребность ведет к изнурительному труду, и вот на него соблазненный «волею» человек при случае смотрит с восхищением как на нечто полное достоинства. Но для того, чтобы труд мог требовать себе почетных титулов, необходимо, прежде всего, чтобы само существование, для которого он является мучительным средством, имело бы больше ценности и достоинства, чем до сих пор было раскрыто в серьезных философиях и религиях».

Россию можно назвать той страной, где учение Фридриха Ницше получило наибольшее признание. О нем писали, спорили. Трудно представить крупного мыслителя XIX – начала XXвеков, который бы оставил без внимания философию Ницше. Его идеи оказали воздействие на интеллектуальные направления России той поры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Стечкин Н.Я. Максим Горький, его творчество и его значение в истории русской словесности и в жизни русского общества // Максим Горький: proetcontra. / Вступит. ст., сост. и примеч. Ю.В. Зобнина. – СПб: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. – 1997.
  2. Вышленкова С.П. Идеи Ф.В. Ницше в литературном сознании США конца XIX–начала XXвеков: Дисс. канд. филол. наук. – М., 2010.
  3. Синеокая Ю.В. Рубеж веков: русская судьба Сверхчеловека Ницше //Фридрих Ницше и философия в России. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. – 1999.
  4. Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше // Вопросы философии. – 2002. — №2.
0

Автор публикации

не в сети 1 год

marina11111

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 10-06-2018

Регистрация!

Достижение получено 10.06.2018
Выдаётся за регистрацию на сайте www.littramplin.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: