Не убивайте детское сияние!

0
143

Вступление

Я бесконечно люблю детей и всегда мне казалось будто этот мир ходит ходуном, это взрослые должны брать пример с детей, а не наоборот. С детства я сидела со своим младшем братиком Мишкой ,который был младше на 10 лет, потом неоднократно работала няней и детским репетитором. Я видела как меняются ребятишки с годами и часто не в лучшую сторону, они что-то безвозвратно теряли, их простота и чистота куда-то исчезали.

 

Мне пришлось прочесть сотню книг о воспитании детей, прежде чем найти те несколько единственных, которые меня научили ,действительно, ценным знаниям. Это были две книги ,первая из них принадлежала известному на весь мир итальянскому врачу Марии Монтессори ,а вторая столь же известному индийскому просветленному ОШО.

 

Я ни в коем случае не пытаюсь что-либо навязывать, это просто сборник цитат и моих наблюдений.

 

Глава 1.

Дети — цветы жизни, не обрывайте у них лепестки!

 

Встаньте, девочки Токио

И мальчики Рима!

Поднимайте цветы

Против общего злого врага!

Дуньте разом на все одуванчики мира!

О, какая великая понесётся по миру пурга!

 

«Цветы лучше пуль»

Евгений Евтушенко

 

Наташа Ростова, как легкий весенний ветерок, врывается в скучную, чопорную беседу взрослых, освежает ее и заряжает всех своим счастьем. Она смеется, и смех ее, словно звон колокольчика, пробуждает всех и вводит их тоже в какое-то неудержимое веселье: «…Все разместились в гостиной и, видимо, старались удержать в границах приличия оживление и веселость, которыми еще дышала каждая их черта».

Л.Толстой

 

Я не случайно вспомнила о моей любимой героине романа «Война и мир» . Она является прекрасным прототипом счастливого детства, ее присутствие все делает необыкновенным.

 

Наташа Ростова освещает своим счастьем других, она любит всех, она такая счастливая, что одинаково влюбленными глазами смотрит и на Бориса, и на Пьера, и на чопорную гостью, и на всех людей на свете. Она заставляет окружающих задуматься над жизнью и думает сама, она мечтает и любит, плачет и смеется.

 

Она чужда интеллектуальной жизни и общественных интересов, «она не удостаивает быть умной» — как говорил Пьер о ней. Вот она, тринадцатилетняя девочка, бежит  захлебываясь от смеха, для Толстого  Наташа — олицетворение всего самого лучшего, гордого и самоотверженного, что есть в женской натуре. В отличие от всех ее светских знакомых, она начисто лишена «общего светского отпечатка». В ее поведении нет ни тени искусственности, неискренности, манерности.

 

 

Мне очень нравится слушать детей . Просто слушать, их слова так чисты, полны такого благоухающего аромата свежих роз. Порой дети умеют шутит лучше любого взрослого-юмориста..

 

Настя 3.5 года:

— Мама, почему ты сначала учила меня ходить и говорить, а теперь хочешь, чтобы я сидела и молчала?!

 

Дочка (3 года 8 месяцев) перед сном:

— Мама, я расскажу тебе страшную сказку! Жил-был мальчик, ему было 35 лет, он ходил в школу…

— Дочка, такого не бывает! В школу ходят до 16-17 лет, не больше.

Муж:

— Тебе же сказали — сказка страшная!!!

Дочка:

— Ну, хорошо. Жил-был мальчик, ему было 16 лет, он ходил в школу…

— Ну вот, уже лучше!

— В четвёртый класс!

 

Отец звонит домой, чтобы справиться о самочувствии заболевшего семилетнего сына.

— Как дела? Какая у тебя температура?

— Сорок три…

— Да не может быть!

— Правда. Мама только сейчас мерила.

— И что она сказала?!

— Она сказала: 37 и 6.

 

Собираюсь на родительское собрание. Понравилось напутствие ребенка — «Главное, мама, никому там не верь!..»

 

Доктор приходит к больному малышу. Видит — его младшая сестрёнка бегает по полу босиком.

— Ну-ка, красавица, надень тапочки, а то заболеешь.

После ухода доктора мать замечает, что девочка всё ещё бегает босиком.

— Ты слышала, что доктор сказал?

— Да, он сказал, что я красавица.

 

Сыну 2 года 6 мес. Привёз его на прививку в детскую больничку.

Сидим в прививочной ждём пока тётя заряжает шприц, вдруг он поворачивается ко мне и говорит:

Я тебя пока в машине подожду, ладно?!

 

Пятилетняя девочка говорит маме, примерявшей новую шубу:

— Мамочка! Какая ты в этой шубке красивая!

— Правда?.. — обрадовалась мама.

— Правда. Ты в ней на овчарку похожа!

 

У меня старшая дочка как-то сказала, глядя в зеркало:

— Какая у меня большая голова, наверное, там очень много мозга!

А младшая ей говорит:

— Раньше тоже компьютеры были большие, только работали они очень медленно.

 

Ярослав (3 года) вышел с няней погулять и заметил, как трое сантехников «колдуют» над раскрытым люком, опустили трос, советуются. Ярик, вырвавшись от няни, бежит к ним. Добежавши, осторожно, но деловито подходит к ремонтникам и произносит сакраментальное:

— Ну что, мужики, помочь чем?

 

Сын:

— Ой! Папа купил и воду, и сок. Это ты ему разрешила?

— Папе не нужно мое разрешение, он может делать все, что хочет.

Сын, понимающе:

— Ты разрешила делать ему все, что он хочет?

 

 

Дети рождаются удивительными, каждый из них словно лучик солнышка, маленький хохотунчик. Что же случается с ними потом? Почему дети превращаются в столь серьезных, невеселых, порой раздраженных взрослых, которые погрязли в нескончаемых проблемах и заботах? Куда исчезает их детское сияние? Почему их жизнь становится механической и однообразной?

 

Аня (4,5 года):

— Мама, а покажи где у тебя… брутальное кольцо?

 

***

 

Старший ребёнок младшему:

— Владик, перестань звать маму, она же тебя видит, у неё же есть боковые глаза!

 

Как говорил  Д. Соммер. «Сон человечества настолько глубок, что шансов проснуться остается все меньше и меньше». К сожалению, мы получили в наследство не только разум миллионов прошедших лет, мы унаследовали также и безумие тысячелетий. Дети наследую безумие родителей посредством их негуманного воспитания.

 

«— Я знаю одну планету, там живет такой господин с багровым лицом. Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Он никогда никого не любил. И никогда ничего не делал. Он занят только одним: он складывает цифры. И с утра до ночи твердит одно: «Я человек серьезный! Я человек серьезный!» — совсем как ты. И прямо раздувается от гордости. А на самом деле он не человек. Он гриб. »

А.Экзюпери «Маленький принц»

 

Цивилизация трещит по швам. История детей — это история самого худшего вида тирании, какую знал мир. Тирания слабого над сильным. Я не подразумеваю тиранию в прямом смысле слова, эта тирания скрытая и скрывается она  за родительской любовью и желание всего лучшего для своего ребенка.

 

Искалечить легко. А вернуть уже почти невозможно. Детиэто единственная наша надежда. Единственная и последняя.

 

Да, мы тебя избаловали , придется тебя наказывать! — говорят родители

Как это — недоумевающе говорит Машенька, —избаловали вы, а меня наказывать!

 

Папа за столом свое дочери : «когда я ем я глух и нем», а дочь ему в ответ: «а я нормальная!»

 

 

Глава 2.

Детство

 

Мои родители были самые обыкновенные люди, они всю жизнь честно трудились, имели двоих детей, летом по выходным  ездили на дачу, а раз а год на море, в общем самая простая среднестатистическая российская семья. Я была их первым ребенком, была спокойной, веселой, улыбчивой девочкой, знакомые и родственники говорили ,что смех мой подобен колокольчику. Я любила  жизнь, особенно по выходным, когда не надо было идти в садик, любила яркое солнышко, мой звонкий смех, самую красивую маму, моих добрых бабушек, которые рассказывали мне такие удивительные истории из своей жизни, любила папу, который  всегда по выходным брал меня с собой на тренировки , и всех моих друзей из садика, особенно Лизу, с которой мы постоянно устраивали разные смешные шалости. Любила играть. Любила петь. Танцевать. Наряжаться. Устраивать представления.

 

 

Пока мои родители были молодыми, полными свежести и любви друг к другу и я, их ребенок, была их счастливым отражением. Я росла в атмосфере их взаимной любви, я и сама была плодом этой любви, все в то время было спокойно и хорошо.

 

Но через 12 лет все изменилось. Их любовь прошла, однообразные будни, рутина, безжалостно растоптали ее. А когда любовь проходит на ее месте появляется разражение. И его мой отец начал вымещать на мне. Я была живым обыкновенным ребенком, до той самой поры как меня он не начал всеми силами воспитывать, «делать из меня человека». Он говорил , что я глупая. Чтоб я замолчала. Чтоб не спорила. Чтоб я быстро подошла к нему, когда он меня из соседней комнаты звал. Чтоб я поняла в конце то концов, какая же я тупая, раз сделала так, а не иначе (например, не прибралась в комнате).

 

Храни вас боже оказаться рядом с человеком, всю жизнь стремившимся образовывать других. До чего узок горизонт этих людей! До чего утомляют они и нас, и, должно быть, самих себя, до бесконечности повторяя и пережевывая одни и те же мысли!»

О.Уайльд

 

Раньше отец всегда все снимал на свою дорогую камеру, на которую так долго откладывал и копил в молодости. Все праздники, утренники, семейные посиделки в кругу друзей и родственников, дни рождения мы всегда снимали. Я любила играть в актрису и безумно любила ,когда папа снимает как ловко я лазаю по нашей канатной веревке на балконе, как пою и читаю старательно выученные стихи. Но потом ,когда мне исполнилось 12 лет я исчезла, казалось моя жизнь просто оборвалась. Больше я никогда не появлялась на камере . Я стала замкнутой и молчаливой

 

Веселый ребенок умер. Его убили. Убили безжалостно и яростно. А все для того,  чтобы он был воспитанным, трудолюбивым и беспрекословно исполнял наказы родителей. Раньше я ходила гордо и уверенно — теперь шаркала ногами и сутулилась.

 

«Вот сейчас я могу гордиться тобой» — не без улыбки произносит отец. Да, конечно, я ведь стала лишь скорбной, страшной, уродливой тенью себя прошлой. Без содроганья не глянешь на «подростка-полутрупа». Я не имею своего мнения, боюсь петь, громко играть, смеяться без причины, да и просто жить так как мне хочется….

 

Если родители несчастны, то все, кто их окружает, имеет к ним отношение, особенно дети, становятся несчастными. Дети очень впечатлительны и хрупки. «Я не знала как хрупко горло под толстым воротником» — писала А.Ахматова в одном из своих стихотворений.

 

Как часто взрослые в своих благих намерениях пытаются отгородить детей от ошибок ,вместо того ,чтоб сказать: «Ошибайся, в этом нет ничего плохого, делай как можно больше ошибок, потому что только так ты чему-нибудь научишься. Но не повторяй одну и ту же ошибку снова и снова, потому что это оглупляет.» Ошо

 

Ведь как говорил знаменитый английский писатель О.Уайльд «Согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление — это путь к очищению»

 

 

Глава 3.

Бесстрашие

 

Будь вольнодумцем! Помни наш зарок:

«Святоша — узок, лицемер — жесток».

Звучит упрямо проповедь Хайяма:

«Разбойничай, но сердцем будь широк!»

(Омар Хайям)

 

Вовочка и Петя играют в песочнице. Мама Вовочки:

— Петя, а когда ты вырастешь, кем хочешь стать?

— Милиционером.

— А ты, Вова?

— Бандитом, и мы снова будем играть вместе!

 

Абсолютно все это общество пропитано какими-то надуманными правилами. Например, правилами на экзаменах, когда ради того, чтоб никто не списывал , детей досматривают словно заключенных пуская в ход металлоискатель, тщательный досмотр ,и даже до туалета ребят сопровождают строгие надзиратели и если школьник будет там дольше положенного, то они имеют полное право вломиться к нему и узнать, а не списывает ли он там случайно.

 

Вот если бы чиновники в России сами следили за собой так ,как следят за детьми на экзаменах, то наша экономика давно была бы выше планеты всей.

 

«И хоть в аду, Но все же править стоит, ибо лучше Царить в аду, чем быть рабом на небе…» Джон Мильтон

 

 

Как только я появилась на этом свете меня начали пугать. Меня пугали в школе учителя,  они буквально заставляли их бояться.  Они постоянно повышали голос на учеников, ставили оценки, которые учили детей сравнивать себя с другими, у доски высмеивали глупость тех, кто не понимал предмет.

До сей поры помню, как в 10 классе стояла перед доской , меня вызвали решить какое-то уравнение особой сложности, а я стояла, стояла, стояла и страх нарастал — ведь я не могу ничего решить, а время-то идет! Сказать, что я ничего не понимаю — значило получить двойку, которую каким-то образом потом придется исправлять. А у нас итак что ни день, то  самостоятельная работа на оценку. И троек и двое у меня по математике было более чем достаточно.

 

Я абсолютный гуманитарий, о чем мне так горько приходилось сожалеть в свое время и я ну никак не могу вникнуть в суть логических предметов. Сколько бы я не пыталась, сколько бы вечеров не сидела за книгами по физике или математике — все бестолку. И я все стояла и стояла у доски, наконец учительница разразилась монологом : «Как можно не знать таких элементарных вещей? Ну как!?» Посыл был однозначный— только полные дураки могут совсем ничего не решить.

 

А в школьные годы  я была очень переменчивой и тоненькой девочкой,  которую так легко сломать.  Я была скромная ,тихая ,молчаливая, благодаря стараниям отца имела безумно низкую самооценку, ни во что себя ни ставила и противостоять всей той школьной глупости не могла . Никакого крепкого дубового стержня у меня и в помине не было.  Любой ветер гнул и ломал меня.

 

Унаследованная мной от родителей привычка к повиновению подавила мою личность: в душе я была рабой, преклоняющейся перед установленным порядком вещей.

 

Потом уже, став старше, я поняла, что оценки не имеют никакой ценности, что нужно безразлично относиться к тому кто и как меня оценивает . И сейчас  манипуляции, запугивание, давление по отношению к себе я ни в каком виде  не приемлю и сама ничего из этого «наборчика» никогда по отношению к другим не использую.

 

Это я была такой не в меру застенчивой. А Ошо в свои 10 лет уже смело говорил всем своим учителям:

 

 «Я пришел, чтобы меня учили, а не чтобы разрушали. Если я могу чему-нибудь научиться, хорошо, но я не позволю вам разрушить меня, а форма — выбранная вами, теми кто ничего не знает о красоте и о форме — я не могу ее принять. Если вы будете навязывать ее мне, у вас будут большие неприятности».

Ошо

 

Настоящее образование не станет учить вас стремиться к первенству. Оно будет учить вас наслаждаться всем, что бы вы ни делали, и не ради результата  а ради самого процесса. Как танцор, музыкант или художник.

 

Боязливая и мечтательная нерешительность ползёт за ленью и влечёт за собой бессилие и нищету.

У.Шекспир

 

Учите детей смелости и бесстрашию, пусть они растут бунтарями ,сметающими на своем пути все предрассудки общества

 

 

 Глава 4.

«Мама, мне хочется лечь и проснуться где-то после зимы

Мама, здесь столько людей . Каждый хочет залезть вовнутрь

Перевернуть все верх дном

А ты сиди и собирай потом»

 

Когда-то давно мне довелось прочесть удивительную «Книгу Мирдада» М.Найми. Я выписала от туда одну понравившуюся цитату :«Вы рождены , чтоб в облаках парить , пересекать пространство и крыльями вселенную обнять . Но в клетку посадили вы себя , сидите взаперти у стойких убеждений , что ваши крылья подрезают , портят зренье и обоняние притупляют»

 

 

Несчастливые люди , которые недовольны своей жизнью , постоянно жалуются, сожалеют, а ведь они когда-то были детьми, но они не стали теми, кем должны были стать. Семя, которое в них заложено, не смогло  прорасти, он пошли по совету родителей учиться на более прибыльную профессию, пять долгих лет изучали скучную юриспруденцию, потом имели много денег, перспективную карьеру, но и пустую жизнь. Быть может, этот  ребенок был рожден талантливым музыкантом, а его внутреннее желание беспощадно подавили.

 

«Иногда вам сложно принять видение детей – потому вы сами потеряли его! Ребёнок пытается залезть на дерево – что вы будете делать? Вы немедленно испугаетесь – он может упасть, он может сломать ногу, или что-то ещё может случиться. И из-за своего страха вы торопитесь остановить ребёнка. Если бы вы знали, какая это радость влезть на дерево, вы бы помогли ребёнку научиться лазить по деревьям.

 

Ваш страх хорош – он показывает вашу любовь, вашу тревогу, ведь ребёнок может упасть, но остановить ребёнка, не дать ребёнку лазить по деревьям – это значит остановить его рост.

 

Ребёнок прыгает, танцует, кричит и визжит, а вы читаете газеты, свои глупые газеты. И вы знаете, что там – всегда одно и тоже. Но вы чувствуете, что вам мешают. Вы останавливаете ребёнка: «Не кричи! Не мешай папе!» И вы останавливаете эту бегущую энергию, этот поток – вы останавливаете этот пыл, вы останавливаете жизнь. Вы насильственны. Я не говорю, что ребёнку всегда можно позволять мешать вам. Но из сотни раз, девяносто раз вам на самом деле не мешают.»

ОШО

 

Замечали ли вы, что дети не до определенной поры не имеют проблем и страхов?

Вся причина в  мыслях. У ребёнка нет мыслей. О чём он может думать? Чтобы думать, нужно прошлое, чтобы думать, нужны проблемы. У него нет прошлого, у него есть только будущее. У него ещё нет проблем. Ребёнок сознателен, но без мыслей. Это естественное лицо ребёнка. Когда-то это было и вашим лицом тоже, хотя вы забыли об этом, оно всё ещё там, внутри вас, ждёт, чтобы кто-нибудь открыл его вновь.

Родители должны уважать в ребёнке право быть самим собой, что, конечно, не означает отказа от ограничений, принятых в обществе, и разрешения делать что вздумается. Нужно поощрять ребёнка думать, проявлять непосредственность, ощущать себя самостоятельным человеком, который должен всё больше и больше брать на себя ответственность за свои мысли и поступки.

 

Маленькая девочка говорит:

— Мама, а давай заведём братика.

— Доченька, я бы с радостью, но папа не разрешает!

— Мам, а вот папа уедет в командировку, мы и заведём потихоньку!

 

Система воспитания порой сводится родителями к навязыванию своего взгляда на мир, они насильно прививают детям свое субъективное мировоззрение. Нельзя этого делать, это разрушает ребенка. «Рай там, где распускаются цветы твоего истинного Я. Ад там — где твое Я топчут, а тебе что-то навязывают»— говорил ОШО

 

Мне очень нравится цитата :«Не надо воспитывать детей, все равно они будут похожи на вас , воспитывайте себя!» Всем давным-давно известно, что плохой педагог излагает, средний — объясняет, а хороший — демонстрирует. Но как редко на практике в семьях взрослые заняты своим преобразованиям, ведь проще какого-то поучать, наставлять, говорить как кому правильно нужно жить.

 

Ребенок с его безграничными возможностями действительно может изменить облик человечества, поскольку сам же его и создает.

Мария Монтессори «Помоги мне это сделать самому»

 

Ребенок рождается от любви. Именно любовь — его подлинная первопричина. Мария Монтессори «Помоги мне это сделать самому»

 

Ранее я интересовалась психологией, я верила авторитетным психологам, которые уверяли, что все наши страхи из прошлого, что прошлое неотступно влияет на настоящее и для того чтобы разобраться в проблемах нужно заглянуть в свое детство….

 

Сейчас я скептически отношусь к психологии, можно сотни, тысячи дней потратить на перелистывание страниц прошлого и все равно не добраться до сути. Это пустая трата времени  ,уже поздно возвращаться назад, чтобы все правильно начать, но еще не поздно устремиться вперед, чтобы правильно закончить.

 

Строителем человечества является ребенок. Ребенок-отец человечества.

 

«Сегодня самый счастливый день в моей жизни, — заявляла она.- Позавчера ты говорила то же самое.- Позавчера уже нету. И завтра нету. Есть сегодня. И надо прожить его так, чтобы оно было самым счастливым.»

Даниил Гранин

 

— Мама, а папа подарит тебе на Рождество новую шубку?

— Доченька, боюсь, что нет.

— Мам, а ты уже пробовала на пол падать, дрыгать ногами и реветь?

 

— Бабушка, а ты пришла сама?

— Сама внученька, сама!

— А папа сказал, что тебя черти принесли!

 

Катюшка открыла шкаф с игрушками и достала набор парикмахера. Кот Васька нырнул под кровать, а дедушка не успел.

 

В детском садике объявление:

— Уважаемые родители, пожалуйста, следите за своим поведением в выходные дни! В понедельник за завтраком все дети чокаются!

 

— Леночка, хватит в куклы играть, а ты знаешь, для чего нужны домашние задания?

— Да мамочка, чтобы поссорить детей и родителей!

 

— Бабушка, а тебе сколько лет?

— Ой, внученька, спроси лучше что-нибудь хорошее!

— Бабуля, ну ты хоть первую цифру скажи!

— Шесть.

— А вторую?

— Четыре.

— А третью?

 

Не стоит быть серьезными родителями, которые строго блюдут придуманные правила приличия.  Как говорил Ошо :«Люди принимают всё так серьёзно, что это становится обузой для них. Учитесь больше смеяться. По мне, смех так же свят, как и молитва»

 

Само слово род. Это означает что-то родное, чувствуете? Наша Родина больна, но от кровати больной матери не уезжают. В.В.Путин

 

Нельзя говорить о каких-то великих достижениях и успехах, доколе на земле существуют несчастные дети. Альберт Эйнштейн

 

Любовь не должна быть долгом, об этом не говорят. Вы любите потому, что счастливы. Вы не должны ничем  жертвовать  ради ребенка.

 

Ребенок вам ничем не обязан, он не должен вам платить той же монетой. «Если тебе нравится быть матерью, значит, ты должна быть благодарна ребенку.

 

Иногда сердиться полезно. Ребенок должен знать, что его мать тоже человек, и она тоже может рассердиться. Если вы сердитесь, то и ребенок будет сердиться, а не скрывать раздражение и гнев внутри»

Ошо

 

Мамочка, дай мне на карманные расходы!

— Сынок, но ты ведь только вчера получил свою пенсию!

 

«Каждый ребенок рождается с такими великими возможностями и потенциалом, что если не мешать и помогать развивать его индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев. Гениев мало, но не потому, что гении редко рождаются, вовсе нет, а потому, что очень трудно избежать сетей общественного сознания. Лишь один раз в века кому-то удастся избежать его когтей.»

Ошо

 

 Глава 5 .

Заключение

 

«Я уверен, что смысл жизни каждого из нас просто расти в любви» — говорил великий русский писатель Л.Толстой. Любите ребёнка потому, что он — жизнь, гость из неизвестного, который свил гнездо в вашем доме, в вашем существе. Будьте аккуратны, не дайте этому хрустальному сосуду разбиться. Любите его просто за то, что он есть, ведь как еще говорил Л.Толстой «Добро делает нас лучше. И делая добро будьте благодарны за это»

 

Моим любимым педагогом является врач и психолог Мария Монтессори. Я бесконечно люблю эту умную, мудрую женщину, которая  в короткой, простой форме сформулировала основные принципы воспитания детей:

 

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  3. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  4. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться.
  5. Если с ребенком честны — он учится справедливости.
  6. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  7. Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  8. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  9. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  10. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  11. Если ребенка часто подбадривают — он приобретает уверенность в себе.
  12. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о ребенке — ни при нем, ни без него.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому не будет оставаться места.
  15. Будьте активны в подготовке среды. Проявляйте постоянную тщательную заботу о ней. Показывайте место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
  16. Будьте готовы откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в вас. Всегда прислушивайтесь и отвечайте ребенку, который обращается к вам.
  17. Уважайте ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно строго останавливайте любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей.
  18. Уважайте ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он сделал или собирается сделать.
  19. Помогайте тем, кто хочет работать, но пока не может выбрать себе занятие по душе.
  20. Будьте неустанны, разъясняя ребенку то, чего ранее он понять не мог — помогайте ребенку осваивать не освоенное ранее, преодолевать несовершенство. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Будьте готовы помочь ребенку, который находится в поиске и быть незаметным для того ребенка, который уже все нашел.
  21. В обращении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

 

Один из моих самых любимых просверленных ОШО как-то сказал, на мой взгляд, самые великие слова 20 столетия:

 

«Я поднимаю руку против прошлого всего человечества. Оно не было цивилизованным, оно не было гуманным. Оно никоим образом не. способствовало расцвету людей. Это была не весна. Это было настоящим бедствием, преступлением, совершенным в таких огромных масштабах, что мы отрекаемся от нашего прошлого, мы начинаем жить согласно нашему собственному бытию и творить наше собственное будущее. Люди, собравшиеся вокруг меня, учатся, как быть более счастливыми, более медитативными, как радостней смеяться, активнее жить, глубже любить и нести любовь и смех всему миру. В этом единственная защита против ядерного оружия. Мы не создаем здесь армии для завоевания мира. Мы создаем коммуну. индивидуальностей, обладающих своей. собственной духовностью, потому что я хочу, чтобы эти индивидуумы были свободными, ответственными, бдительными и сознательными людьми, не позволяющими никому диктовать. себе, но и сами ничего никому не навязывающими »

***

Ошо

 

Я верю, что не всегда будет так, не всегда будут хозяева и рабочие; придет день, когда останутся только свободные и радостные люди!.. Быть может, сыновья  наши увидят этот день, и нам, их родителям стоит сделать все возможное, чтобы случайно не уничтожить их детское сияние, способное изменить нашу планету.

 

«Я бы хотел, чтобы вы уважали детей. Дети все заслуживают самого большого уважения, на какое вы только способны, потому что они так свежи, так невинны, так близки к божественному. Пора отдать им уважение, а не заставлять их уважать испорченных и развращённых людей – хитрых, лживых,—  просто потому, что они старше.

 

Уважайте детей, делайте их бесстрашными. Но если вы сами полны страхов, как вы можете сделать их бесстрашными? Не заставляйте их уважать вас, потому что вы отец, вы их папочка, их мамочка и тому подобное. Измените это отношение, и вы увидите какую трансформацию произведёт уважение с вашими детьми. Они будут слушать вас более внимательно, если вы уважаете их.»

Ошо

 

 

0

Автор публикации

не в сети 5 месяцев

Sarrakovaleva

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 28-03-2019

Регистрация!

Достижение получено 28.03.2019
Выдаётся за регистрацию на сайте www.littramplin.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: