Рождение трагедии из духа Евразии
Эссе
Развитие российской государственности, фундаментальные ценности российской идентичности, национальная идентичность как гражданская ценность
2015
1. Аннотация
Российская цивилизация насчитывает вот уже 1000 лет. 1000 лет эволюции ее политических, экономических и культурных форм…
В своей основе, суть жизни неизменна, меняются лишь ее формы… Они либо усложняются, либо упрощаются,… являются либо действенными, либо недейственными… актуальными, не актуальными,… поражают красотой, либо уродством…
В данной работе представлен краткий анализ исторических форм развития России и предложен вектор для ее дальнейшего развития.
Анализ проводился в разрезе следующих тем:
1. Национальная идентичность
2. Национальные ценности
3. Менталитет
4. Национальное мировоззрение
4.1 Историческая судьба
4.2 Национальная идеология
4.3 Развитие российской государственности
2. Национальная идентичность
Национальная идентичность в первую очередь, конечно же, определяется чувством Патриотизма. Но что такое Патриотизм? Дословно это любовь к Родине. Но что такое любовь?
При первоначальном анализе, ясно, мы любим то, что является (желается) частью нас, что является продолжением нашего “Я” (в перевернутом виде – то, нерушимой частью чего мы хотим стать).
Я люблю свою руку (она часть меня), люблю свою семью (она мое продолжение), люблю свою страну (Я это Франция, — говорили Людовик 14 и Наполеон). Чем сильнее индивидуум (его энергия), тем шире его понятие “Я”.
В связи с этим, несмотря на то, что любовь, отчасти, является врожденным (предопределенным) чувством, государство должно создавать образ страны, в который можно, именно, влюбиться.
Очевидно, государство должно:
1. Популяризировать великую историю страны.
2. Совершать значимые геополитические победы над другими странами в мире.
3. Предлагать “социальные лифты” для всех способных и талантливых граждан.
4. Предлагать справедливые социальные программы.
5. Планировать и реализовывать амбициозные, планетарные (межпланетарные) научные и промышленные проекты.
6. Создавать сильный, впечатляющий образ страны в кино, театре, музыке….
7. И т. д.
Национальная идентичность, конечно же, неразрывно связана с национальными ценностями, они рассмотрены в следующем разделе.
3. Национальные ценности
Очевидны следующие фундаментальные Русские ценности общие для Царской России, Советского союза и современной России:
1. Русский язык.
2. Культура.
3. Традиции (общие для трех периодов).
4. Нравы (общие для трех периодов).
5. Религия (Православие и др. религии на территории России).
6. Многонациональное единство.
Проводя анализ можно произвести следующие действия: добавить, удалить, изменить ценности.
Все вышеперечисленные ценности являются актуальными и общепризнанными, и со своей стороны я добавлю только одну новую ценность – ценность русского философского знания.
Сейчас в мире в основном победил позитивизм, социальная школа отвергающая полезность философского знания и философских изысканий. Это, по моему мнению, является неверным движением общечеловеческой мысли… И сейчас для России, как никогда, актуальны именно русская философия и транс-научные, транс-отраслевые креативные идеи высокоуровневого порядка.
Обо всем этом в следующих разделах.
4. Менталитет
Поговорим вначале о нашем русском менталитете. Русский менталитет общепризнано связан с русским пессимизмом.
В чем же причина Русского пессимизма?
При анализе исторических форм выявляется, что наш Русский пессимизм вызван перманентной борьбой между двумя противоположными началами – Европейским и Азиатским менталитетом. В этой борьбе ни одно из начал не может победить и испытывает горечь поражения, выливаясь (в различных формах) в мироощущенческий пессимизм.
Общеизвестно, что западный менталитет направлен на активное, агрессивное подчинение и обуздание природы. В основе его лежат эгоцентризм и индивидуализм. Весь мир он пытается вращать вокруг своего Солнце-Я…
Восточный же менталитет, напротив пытается слиться с природой, стать с ней единым целым. В его основе лежит созерцание и стремление стать гармоничной частью великой, общей системы, вращаясь вокруг вечного Абсолют-Солнца…
В русском человеке борьба этих противоположных начал неизбежно рождает пессимизм (смесь вдохновения и горечи поражения каждой из сторон)… Отсюда и рефлексия и сомнения русского человека… Самобичевание и самоуничижение…. Так в русском человеке рождается трагедия из духа Евразии…
Само слово Евразия внушает упадок… оно очевидно означает второстепенность по отношению к Европейскому и Азиатскому. Это производное слово – символ русской трагедии и русского пессимизма…
Как тогда преодолеть русский пессимизм?
Выходы следующие.
Не мыслить категориями Запада и Востока и создать собственную русскую философскую школу. Собственное фундаментальное видение природы, мира и человека. Собственное классическое понимание основ мироздания.
Собственная фундаментальная, классическая философская школа определит великое будущее России и ее историческую судьбу.
Тема раскрывается в следующем разделе.
5. Национальное мировоззрение
Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом.
Стив Джобс
5.1 Историческая судьба
Вначале я предлагаю проследить историческую судьбу России до наших дней.
Какие сильные и слабые стороны нашей страны на мировой арене? Что до сих пор определяло ее историческую судьбу?
Я бы выделил следующие основные моменты, общие для Царской России, Советского союза и современной России:
1. Основные сильные стороны:
Империя;
Мощное военное государство;
Технические потенциал и технические способности;
Хорошая способность к организационной и технической мобилизации при больших внешних угрозах.
2. Основные слабые стороны:
Идеология не своя (все идеи приходят либо с Запада, либо с Востока). Нет своих великих русских философов.
Указанная слабая сторона является главной русской трагедией…
В России ни когда не было философов уровня Канта, Гегеля, Ницше, Маркса, Фрейда и т. д, философов определивших мировой ход вещей.
Да, у нас были православные философы, но они очевидно представляли собой православие, а не собственное фундаментальное философское учение (это же относится и к Славянофилам 19 века).
Классическая греческая философия явилась основой величия греко-римской культуры.
Классическая немецкая философия явилась основой величия современной Западной культуры.
И только классическая русская философия может стать основой величия Русской культуры и цивилизации.
Предвижу возражения такого типа – можно вырастить музыкантов, но нельзя вырастить гениальных музыкантов…, можно вырастить философов, но нельзя вырастить гениальных философов…
Что ж возьмем Бразилию. Мы часто говорим, что бразильцы гениально играют в футбол. Гениально… Но почему они гениально играют в футбол? Да потому что вся Бразилия мобилизована идеей футбола, живет футболом.
Здесь абсолютно также (при всей кажущейся несравнимости категорий футбола и философии). Политическая воля и десять лет реализации национальных программ в области философии и мы получим впечатляющие результаты.
В чем же ценность современного философского знания?
Приведу основные тезисы, обосновывающие необходимость создания современной фундаментальной трансцендентной картины мира.
Приследование притягательных метафизических целей (актуализированных – бог, рай, и т. д.), порождает следующее:
Мощный, эмоциональный общественный подъем, задающий вектор для развития всех сфер человеческой деятельности;
Прогрессивные социальные преобразования (изменения социальных форм);
Качественный скачок в развитии технологий (вспомним хотя бы СССР и скачок в развитии национальных технологий);
И т. д.
Выявленная, на основе обобщения всех знаний о мире, трансцендентная картина мира, ее цели и принципы (определяющие мировой ход вещей), в свою очередь зададут:
Новые принципы и направления движения существующих наук;
Новые отрасли знания;
Транс-отраслевые и кросс-дисциплинарные знания (новые знания на стыке наук);
Креативные идеи высокоуровневого порядка, которые определят новые технологии, методики, практики и. т. д.;
И т. д.
Очевидно, в дополнение ко всему сказанному, что 20 век в мире прошел под знаком Маркса, Ницше и Фрейда и соответственно в 21, 22 веках нам необходимо культивировать собственную философскую доктрину.
5.2 Национальная идеология
Исходя из описанных выше причин русской трагедии и способов ее преодоления можно сформулировать следующие цели русской культуры.
Главная цель русской культуры — Создание русской философской школы и классической русской философии (культивирование великих, национальных философов).
Стратегические задачи:
Создание и развитие русской философской школы как важнейшего звена для дальнейшего развития Российской цивилизации;
Вывод философского образования в России на мировой уровень путем коренного реформирования ее концептуальных, структурных, организационных принципов;
Преодоление отставания от ведущих мировых стран в фундаментальных научных, кросс-научных исследованиях и технологиях;
Формирование национальной идеи России.
Основные механизмы реализации:
Развитие национальных философских НИИ и кафедр;
Реализация национальных программ в области философских изысканий;
Развитие национальной политики грантов в области философских исследований;
И т. д.
Нашей национальной ценностью должна стать ценность русского философского знания, в противоположность победившему в мире позитивизму (отвергающему ценность философских изысканий).
5.3 Развитие российской государственности
Повторюсь.
Классическая греческая философия явилась основой величия греко-римской культуры.
Классическая немецкая философия явилась основой величия современной Западной культуры.
И только классическая русская философия может стать основой величия Русской культуры.
Из всего этого следует необходимость создания национальной государственной программы “Классическая русская философия”.
Главная цель программы – Создание русской философской школы и классической русской философии.
Стратегические цели программы уже перечислялись.
Основные задачи программы:
Обобщить базу знаний человечества:
o Базу знаний древних культур;
o Базу знаний западной культуры;
o Базу знаний восточной культуры;
o Базу знаний русской культуры;
o Базу знаний латиноамериканской культуры.
Обобщить знания всех современных естественных и гуманитарных наук, выявить скрытые закономерности и связи между явлениями реальности и т. д;
Создать монументальное философское объяснение основ вселенной и человека, учитывая:
o Науку. Все новые технологии и отрасли знания (генетику, кибернетику, квантовую физику, астрофизические теории вселенной, и т. д.);
o Религию. Произведения, опыт, технологии, практики представителей всех религий, конфессий и культов (в том числе исследовать феномены экстрасенсов, тонкой материи, параллельных миров и т. д);
o Искусство. Произведения, опыт, технологии, практики представителей всех направлений искусства.
Основные механизмы реализации:
Определить центральный НИИ философии в стране, который будет ответственен за реализацию данной программы, за ее методическое и организационное обеспечение;
Законодательно определить его полномочия, функции и задачи;
Законодательно закрепить и определить механизмы периодической передачи результатов научных, статистических и других видов работ со всех НИИ страны (со всех необходимых федеральных агентств и ведомств, НПО и т .д.) в центральный НИИ философии с целью обобщения и систематизации всех отраслевых знаний и формирования стратегических кросс-отраслевых креативных идей, методологий и технологий и т. п.;
Повсеместно использовать информационные технологии в разрезе археологических, филологических и философских научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
И т. д.
6. Заключительные положения
В данной работе был представлен краткий анализ исторических форм развития России и определены стратегические цели и задачи дальнейшего развития русской цивилизации.
Была обоснована необходимость создания национальной государственной программы “Классическая русская философия”. Программы, предполагающей создание и развитие русской философской школы – важнейшего звена для развития Российской цивилизации в 21 веке.
Интересное эссе.Но я лично против массового внедрения в государственные прогрессоры философского двигателя.Уточню,я за развитие философии в России,но я против колоссального стимулятора жизни в РФ трендом философии.Объясню почему.Большая доля философского стержня русского человека ,что современного,что предшествующего,это распитие водки и воровство.Ещё Салтыков-Щедрин писал » Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу — пьют и воруют.» И он не промахнулся.И этот регулятор жизни в РФ никакой школой философии ,я уверен,не искоренишь.Если у вас есть решения,было бы интересно ознакомиться.
Ещё один важный пункт,это анализ на основе исторических данных.Возьмём к примеру римскую цивилизацию,её золотой век.Император цезарь Рима Марк Аврелий,который кстати некогда не был ни в каком рабстве,не знаю почему про него снимают такие фильмы и так говорят,жил идеей построения философского гос-ва.Так же как и Платон и Сократ,если я не ошибаюсь.Он открывал школы философии по всему Риму,массово развивал это направление.Это привело к высокомасштабным негодованиям у людей,мятежам,изменам.Он,Марк Аврелий,настолько увлёкся философией,что однажды допустил ошибку непозволительную правителю.Его люди перехватили письма заговорщиков,а он их не читая сжёг.Марк Аврелий объяснил это тем,что не хочет возненавидеть их.Между тем,это был один из величайших императоров Рима.Он ввёл ответственность правителя перед людьми,был основополжником гражданского права,взял под госпопечение всех больных,основное время уделял судебной жизни.Его называли философом на троне,а между тем 14 из 18-ти лет своего правления,если я не ошибаюсь,он провёл в войнах защищая Рим.Лично считаю,и на это есть все основания,что но сильно ошибался в людях.Поэтому думаю,что философия сильно ему мешала.До его смерти от него многие отвернулись,и это из-за философии,но после смерти,мало кто говорил о нём плохо.
Так вот в России,думаю,модель философского государства отреагировала бы ещё резче,это в современную то веху цивилизации,чем в древнем Риме.И тут есть о чём подумать.
А вот развитие трезвых философских взглядов в РФ совсем бы не помешало,с этим я согласен.