Закаливание организма на занятиях физической культурой

0
1017

УДКО 13058
Антоненко М.Н., Зотин В.В., Мансурова Н.И.
Antonenko M.N., Zotin V.V., Mansurova N.I.
Закаливание организма на занятиях физической культурой
Hardening of the body in physical education
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный технологический университет», Кафедра физической культуры
FGBOU IN «Siberian State Technological University», Department of Physical Сulture

В статье рассматриваются вопросы пользы от процедур закаливания в плане профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур, следовательно снижения частоты «простудными» заболеваниями, а также принципы и основные методы закаливания.
Ключевые слова: закаливание, история закаливания, принципы закаливания, методы закаливания.
The article discusses the use of hardening treatments in terms of prevention of the negative effects of cooling the body or high temperature, therefore, to reduce the incidence of «colds» diseases, and the principles and basic methods of hardening.
Keywords: hardening, hardening of the history, principles of tempering, methods of hardening.

Что такое закаливание.
Под закаливанием понимают комплекс оздоровительных мероприятий, повышающих устойчивость организма к неблагоприятным средовым и, в первую очередь, метеорологическим воздействиям путем тренировки механизмов терморегуляции.
Любое совершенствование – это длительная тренировка. Следовательно, закаливание – это своеобразная тренировка защитных сил организма, подготовка их к своевременной мобилизации.
Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней среды, которые способны ослабить защитные силы организма.
Многие современные родители считают, что главное для их ребенка – стать образованным человеком, получить больше знаний и навыков, упуская из внимания влияние физической культуры на здоровье и развитие подрастающего организма. Урбанизация, развитие электронных и компьютерных технологий, появление мобильной связи резко привело к малоподвижному образу жизни, и как следствие, появлению многих заболеваний.
В детском возрасте закаливание создает основу для нормального физического и психического развития, формирует сознательное активное отношение к физическому воспитанию, то есть закаливание – это активный процесс. Главное же заключается в том, что закаливание приемлемо для любого человека, то есть им могут заниматься люди любых возрастов независимо от степени физического развития. Закаливание повышает работоспособность и выносливость организма. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение.
Немного из истории закаливания.
Закаливание как средство повышения защитных сил организма возникло в глубокой древности. Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела.
Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть.
Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось двенадцать лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешалось мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как им предписывал обычай.
Большое внимание в Спарте уделялось и физическому развитию женщин. Как и мужчины, они «также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были рождаемые ими дети, — пишет Плутарх. – закаленные такими упражнениями, они легче могла вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».
Древние римляне в значительной степени заимствовали и трансформировали древнегреческую культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся).
В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн.
Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности как Гиппократ, Демокрит, Асклепиад и другие.
Одним из средств закаливания является пребывание под солнечными лучами. Целительное действие солнечных лучей было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.
В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, — говорилось в «Трактате о внутреннем», — лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.
Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижения нравственного и психологического равновесия. Исходя из учения о трех «органических жидкостях2 (желчь, слизь, ?????) и пяти космических элементах (земля, вода, огонь, воздух и эфир – источник света), древние индусы определяли здоровье как результат равномерного их смещения, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума. Поэтому усилися врачей направлялись на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей и элементов. Об использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных инусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».
Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции.
Православный русский полководец А.В.Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым ни к холоду, ни к жаре. До преклонного возраста легендарный полководец сохранял неукротимую энергию, жизнерадостность, творческую работоспособность. Он ходил по нескольку часов обнаженным, чтобы приучить себя к холоду и превозмочь слабость своей природы. С помощью этой привычки плюс обливание холодной водой он, можно сказать, избавил свое тело от влияния непогоды и казался существом сверхъестественным, вспоминал позднее подкамердинер полководца сержант Иван Сергеев.
Фельдмаршал М.И.Кутузов, продолжая ратные суворовские традиции, строго требовал от офицеров соблюдения правил закаливания и гигиены.
Русским врачам, писателям, деятелям науки принадлежит ведущая роль в разработке методики закаливания и ее научное обоснование. Их взгляды на роль закаливания в укреплении здоровья человека исходили из признания определяющей роли факторов внешней среды в жизнедеятельности организма, его зависимости от условий, в которых он существует и развивается. Так А.Н.Радищев в работе «О человеке, о его смертности и бессмертии», вышедшей в XVIII веке, писал: «Все действует на человека. Пища его и питание, внешняя стужа и теплота, воздух и даже самый свет».
Принципы закаливания.
Закаливание – это, прежде всего, умелое использование совершенных, созданных тысячелетней эволюцией физиологических механизмов защиты и адаптации организма. Оно позволяет использовать скрытые возможности организма, мобилизовать в нужный момент защитные силы и тем самым устранить опасное влияние на него неблагоприятных факторов внешней среды.
Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих правил и принципов:
а) Физическое и психоэмоциональное состояние организма:
1) Начинать и проводить закаливание только при полном физическом здоровье. Закаливающие мероприятия должны проводиться только на фоне оптимального теплового состояния организма (начинать закаливающие мероприятия лучше в теплое время года);
2) Важным условием закаливания является положительная эмоциональная настроенность.
б) Систематичность использования закаливающих процедур:
1) Закаливание организма должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года независимо от погодных условий и без длительных перерывов. Лучше всего, если использование закаливающих процедур будет четко закреплено в режиме дня. Тогда у организма вырабатывается определенная стереотипная реакция на применяемый раздражитель: изменения реакции организма на воздействие холода, развивающиеся в результате повторного охлаждения, закрепляются и сохраняются при строгом режиме повторений охлаждений. Перерывы в закаливании снижают приобретенную организмом устойчивость к температурным воздействиям. В этом случае не происходит быстрой адаптационной ответной реакции. Так, проведение закаливающих процедур в течение 2-3 месяцев, а затем их прекращение приводит к тому, что закаленность организма исчезает через 3-4 недели, а у детей через 5-7 дней.
в) Постепенность увеличения силы раздражающего воздействия:
1)Начинать закаливание следует с индифферентных или слабых воздействий, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора. Не следует начинать закаливание сразу же с обтирания снегом или купания в проруби, такое закаливание может принести вред здоровью. В начале применения закаливающих процедур у организма возникает определенная реакция со стороны сердечно-легочной и центральной нервной систем. По мере неоднократного повторения этой процедуры реакция на нее организма постепенно ослабевает, а дальнейшее ее использование уже не оказывает закаливающего эффекта. Тогда надо изменить силу и длительность воздействия закаливающих процедур.
г) Последовательность в проведении закаливающих процедур:
1) Необходима предварительная тренировка организма более щадящими процедурами. Начать можно с обтирания, ножных ванн, и уж затем приступить к обливаниям, соблюдая при этом принцип постепенности снижения температур;
2) При проведении закаливания лучше придерживаться известного медицинского правила: слабые раздражители способствуют лучшему отправлению функций, сильные мешают ему, чрезмерные – губительны.
д) Учет индивидуальных особенностей человека и состояния его здоровья:
1)Закаливание оказывает весьма сильное воздействие на организм, особенно на людей, впервые приступающих к нему. Поэтому прежде чем приступить к приему закаливающих процедур, следует обратиться к врачу. Учитывая возраст и состояние организма, врач поможет правильно подобрать закаливающее средство и посоветует, как его применять, чтобы предупредить нежелательные последствия;
2) Задачи врачебного осмотра:
— назначение оптимальной медицинской группы по физическому воспитанию, исходя из состояния здоровья;
— текущий контроль влияния средств физического воспитания и закаливающих процедур на состояние здоровья и развитие;
— назначение средств физического воспитания в расширенном объеме (занятия в спортивных секциях);
— решение вопроса об ограничении средств физического воспитания и закаливающих процедур (в случае заболевания или травмы).
Критериями назначения медицинской группы по физическому воспитанию являются: уровень и гармоничность достигнутого физического развития; группа здоровья; физическая подготовленность (реакция сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку).
Закаливающее воздействие на детей следует индивидуализировать, то есть дифференцировать от возраста, состояния его здоровья, уровня закаленности. Поэтому при проведении закаливающих мероприятий целесообразно выделять 3 группы:
1 группа — здоровые дети;
2 группа — здоровые, но ранее не закаливаемые дети или дети с функциональными отклонениями (из группы «риска»);
3 группа — ослабленные дети 9часто болеющие, имеющие хронические очаги инфекции, реконвалесценты заболеваний и т. д.).
Выделяют 3 режима закаливания:
1)начальный, тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры с постоянным агентом, обязательно заканчивающиеся теплом);
2)оптимальный (стандартная методика);
3)специальны (интенсивное закаливание с участием химических процессов терморегуляции).
Детям 1 группы возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующий на специальный. Детям 2 группы закаливание проводят с начального режима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально. Детям 3 группы длительно (не менее 1,5 месяцев) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим для этой группы детей не используется.

Спорт также полезен и для людей с хроническими заболеваниями. Нет такого состояния, которое бы препятствовало занятиям физической культурой.
Важным фактором оценки эффективности закаливания является и самоконтроль. При самоконтроле закаливающийся сознательно следит за своим самочувствием и на основании этого может изменить дозировку закаливающих процедур. Самоконтроль проводится с учетом следующих показателей: общее самочувствие, масса тела, пульс, аппетит, сон.
е) Комплексность воздействия природных факторов.
1) К естественным факторам внешней среды, которые широко применяются для закаливания организма, относятся воздух и солнечное облучение. Выбор закаливающих процедур зависит от ряда объективных условий: времени года, состояния здоровья, климатических и географических условий места жительства.
Наиболее эффективным является использование разнообразных закаливающих процедур, отражающих весь комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на человека. Закаливающий эффект достигается не только применением специальных закаливающих процедур, но и включает оптимальный микроклимат помещения, в котором находится человек, и теплозащитные свойства одежды, создающие микроклимат вокруг тела.
Наиболее благоприятным для закаливания является так называемый динамический или пульсирующий микроклимат, при котором температура поддерживается не на строго постоянном уровне, а колеблется в определенных пределах. Тренировать организм надо к быстрым и замедленным, слабым, средним и сильным холодовым воздействиям. Иначе выработается биологически малоцелесообразнный, жестко закрепленный стереотип устойчивости только на узкий диапазон воздействий холода.
2) Эффективность действия закаливающих процедур значительно повышается, если их сочеатать с выполнением спортивных упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на организм была также различной.
Рациональная одежда при занятиях физкультурой на улице в разные сезоны года.
Сезон года Одежда
Лето Трусы и майка, тапочки или полукеды
Осень, весна (от +6ºС до -6ºС) Майка, футболка с длинными рукавами, колготки, спортивный костюм, шерстяная шапочка, простые или шерстяные носки, кеды.
Зима (от -7ºС до -15ºС) Майка, рубашка фланелевая с длинными рукавами, колготки, спортивный костюм, шерстяная шапочка, шерстяные носки, кеды, варежки. При ветре – куртка из непродуваемой ткани и рейтузы.

Основные методы закаливания
а) Аэротерапия (закаливание воздухом).
Важной исключительной особенностью воздушных процедур как закаливающего средства является то, что они доступны людям различного возраста и широко могут применяться не только здоровыми людьми, но и страдающими некоторыми заболеваниями. Более того, при ряде заболеваний (неврастения, гипертоническая болезнь, стенокардия) эти процедуры назначаются как лечебное средство. Указанный вид процедур надо начинать с выработки привычки к свежему воздуху. Большое значение для укрепления здоровья имеют прогулки.
Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, изменяется морфологический состав крови (в ней повышается количество эритроцитов и уровень гемоглобина). Пребывание на свежем воздухе улучшает общее самочувствие организма, оказывая влияние на эмоциональное состояния, вызывает чувство бодрости, свежести.
Закаливающий эффект воздуха на организм является результатом комплексного воздействия ряда физических факторов: температуры, влажности, направления и скорости движения. Кроме того, особенно на берегу моря на человека оказывает влияние и химический состав воздуха, который насыщен солями, содержащимися в морской воде.
По температурными ощущениям различают следующие виды воздушных ванн: горячие (свыше 30ºС), теплые (23-30ºС), индифферентные (21-22ºС), прохладные (17-21ºС), умеренно холодные (13-17ºС), холодные (4-13ºС), очень холодные (ниже 4ºС).
Надо иметь ввиду, что раздражающее действие воздуха оказывает влияние на рецепторы кожи резче, чем больше разница температур кожи и воздуха.
Более выраженное действие оказывают прохладные и умеренно холодные воздушные ванны. Принимая с целью закаливания все более прохладные воздушные ванны, мы тем самым тренируем организм к низким температурам внешней среды путем активации компенсаторных механизмов, обеспечивающих терморегуляторные процессы. В результате закаливания в первую очередь тренируется подвижность сосулистых реакций, выступающих в роли защитного барьера, охраняющего организм от резких перепадов внешней температуры.
Теплые ванны, не обеспечивая закаливание, тем не менее оказывают положительное влияние на организм, улучшая окислительные процессы.
Влажность воздуха в сочетании с колебаниями его температуры способна оказывать разное влияние на процессы терморегуляции организма. От относительной влажности воздуха зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи и легких. В сухом воздухе человек легко переносит значительно более высокую температуру, чем во влажном. Сухость воздуха способствует потере организмом влаги.
Немаловажное значение при приеме воздушных ванн имеет также подвижность воздуха (ветер). Ветер воздействует на организм за счет своей силы и скорости, имеет значение его направление. Он, способствуя усилению теплоотдачи организмом, увеличивает охлаждающую силу воздуха.
Воздушные процедуры с целью закаливания могут применяться в виде пребывания одетого человека на открытом воздухе (прогулки, спортивные занятия), либо в виде воздушных ванн, при которых происходит кратковременное действие воздуха определенной температуры на обнаженную поверхность тела человека.
Прогулки на воздухе.
Проводятся в любое время года независимо от погоды. Длительность прогулок устанавливается индивидуально для каждого человека в зависимости от состояния его здоровья и возраста. Увеличение времени прогулок должно проводиться постепенно с учетом как перечисленных факторов, так и степени тренированности организма, а также температуры воздуха.
Пребывание на воздухе целесообразно сочетать с активными движениями: зимой – катанием на коньках, лыжах; летом – игрой в мяч и другими подвижными играми.
Воздушные ванны.
Подготавливают организм к последующим закаливающим процедурам, например к закаливанию водой.
Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха и увеличением продолжительности процедуры при той же температуре.
Начинать прием воздушных ванн надо в комнате независимо от времени года при температуре не ниже 15-16ºС и только спустя некоторое время можно переходить на открытый воздух. Их принимают в хорошо проветренном помещении. Обнажив тело, следует оставаться в таком состоянии в начале курса закаливания не более 3-5 минут, в дальнейшем увеличивая время. При приеме прохладных и особенно холодных ванн рекомендуется совершать активные движения: гимнастические упражнения, ходьбу, бег на месте.
После соответствующей предварительной подготовки можно перейти к приему воздушных ванн на открытом воздухе. Их нужно принимать на местах, защищенных от прямых солнечных лучей и сильного ветра. Начинать прием воздушных ванн на открытом воздухе надо с индифферентной температурой воздуха, то есть 20-22ºС. Первая воздушная ванна должна длиться не более 15 минут, каждая последующая должна быть продолжительнее на 10-15 минут.
Холодные ванны могут принимать только закленные люди. Их продолжительность не более 1-2 минут, с постепенным увеличением до 8-10 минут.
Прием воздушных ванн на открытом воздухе надо начинать не ранее, чем через 1,5-2 часа после еды и заканчивать закаливания за 30 минут до приема пищи.
Важным условием эффективности закаливания на открытом воздухе является ношение одежды, соответствующей погодным условиям. Одежда должна допускать свободную рециркуляцию воздуха.
б) Гелиотерапия (закаливание солнцем).
Солнечные инфракрасные лучи обладают ярко выраженным тепловым действием на организм. Они способствуют образованию дополнительного тепла в организме. В результате этого усиливается деятельность потовых желез и увеличивается испарение влаги с поверхности кожи, происходит расширение кожных сосудов и возникает гиперемия кожи, усиливается кровоток, а это улучшает кровообращение во всех тканях организма. Инфракрасное облучение усиливает влияние на организм УФ радиации. УФ лучи оказывают преимущественно химическое действие. УФ облучение обладает большим биологическим эффектом: оно способствует образованию в организме витамина D, который оказывает выраженное антирахитическое действие; ускоряет обменные процессы; под его влиянием образуются высокоактивные продукты белкового обмена – биогенные стимуляторы. УФ лучи способствуют улучшению состава крови, обладают бактерицидным действием, повышая тем самым сопротивляемость организма по отношению к инфекционным и вирусным заболеваниям, они оказывают тонизирующее действие практически на все функции организма.
Кожа разных людей обладает разной степенью чувствительности к солнечному облученю. Это связано с толщиной рогового слоя, степенью кровоснабжения кожи и способностью ее к пигментации.
Солнечные ванны.
Солнечные ванны с целью закаливания следует принимать очень осторожно, иначе вместо пользы они принесут вред (ожоги, тепловой и солнечный удары). Принимать солнечные ванны лучше всего утром, когда воздух особенно чист и еще не слишком жарко, а также ближе к вечеру, когда солнце клонится к закату. Лучшее время для загара в средней полосе — 9-12 часов и 16-18 часов, на юге – 8-11 часов и 17-19 часов. Первые солнечные ванны надо принимать при температуре воздуха не ниже 18ºС. Продолжительность их не должна превышать 5 минут (далее прибавлять по 3-5 минут, постепенно доводя до часа). Во время приема солнечных ванн нельзя спать! Голова должна быть прикрыта чем-то вроде панамы, а глаза темными очками.
в) Закаливание водой.
Мощное средство, обладающее ярко выраженным охлаждающим эффектом, так как ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. При одинаковой температуре вода нам кажется холоднее воздуха. Показателем влияния водных закаливающих процедур служит реакция кожи. Если в начале процедуры она на короткое время бледнеет, а затем краснеет, то это говорит о положительном воздействии, следовательно, физиологические механизмы терморегуляции справляются с охлаждением. Если же реакция кожи выражена слабо, побледнение и покраснение отсутствуют — это означает недостаточность воздействия. Надо несколько понизить температуру воды или увеличить длительность процедуры. Резкое побледнение кожи, чувство сильного холода, озноб и дрожь свидетельствуют о переохлаждении. В этом случае надо уменьшить холодовую нагрузку, повысить температуру воды или сократить время процедуры.
Обтирание — начальный этап закаливания водой. Его проводят полотенцем, губкой или просто рукой, смоченной водой. Обтирание производят последовательно: шея, грудь, спина, затем вытирают насухо и растирают полотенцем до красноты. После этого обтирают ноги и также растирают их. Вся процедура осуществляется в пределах пяти минут.
Обливание — следующий этап закаливания. Для первых обливаний целесообразно применять воду с температурой около +30ºС, в дальнейшем снижая ее до +15ºС и ниже. После обливания проводится энергичное растирание тела полотенцем.
Душ — еще более эффективная водная процедура. В начале закаливания температура воды должна быть около +30-32ºС и продолжительность не более минуты. В дальнейшем можно постепенно снижать температуру и увеличивать продолжительность до 2 минут, включая растирание тела. При хорошей степени закаленности можно принимать контрастный душ, чередуя 2-3 раза воду 35-40ºС с водой 13-20ºС на протяжении 3 минут. Регулярный прием указанных водных процедур вызывает чувство свежести, бодрости, повышенной работоспособности.
При купании осуществляется комплексное влияние на организм воздуха, воды и солнечных лучей. Начинать купания можно при температуре воды 18-20ºС и 14-15ºС воздуха.
Для закаливания рекомендуется наряду с общими применять и местные водные процедуры. Наиболее распространенные из них — обмывание стоп и полоскание горла холодной водой, так как при этом закаливаются наиболее уязвимые для охлаждения части организма. Обмывание стоп проводится в течение всего года перед сном водой с температурой вначале 26-28ºС, а затем снижая ее до 12-15ºС. После обмывания стопы тщательно растирают до покраснения. Полоскание горла проводится каждый день утром и вечером. Вначале используется вода с температурой 23-25ºС, постепенно каждую неделю она снижается на 1-2ºС и доводится до 5-10ºС.
В последние годы все большее и большее внимание привлекает зимнее купание. Зимнее купание и плавание оказывает влияние практически на все функции организма. У «моржей» заметно улучшается работа легких, сердца, возрастает газообмен, совершенствует система терморегуляции. Занятия зимним плаванием надо начинать только после предварительной тренировки закаливания. Купание в проруби начинают, как правило, с небольшой разминки, в которую включают гимнастические упражнения и легкий бег. Пребывание в воде длится не более 30-40 секунд (для длительно занимающихся — 90 секунд). Плавают обязательно в шапочке. После выхода из воды проделывают энергичные движения, тело вытирают полотенцем насухо и проводят самомассаж.
Закаливание в парной.
Народный опыт, приобретенный веками, свидетельствует, что баня является прекрасным гигиеническим, лечебным и закаливающим средством. Под влиянием банной процедуры повышается работоспособность организма и его эмоциональный статус, ускоряются восстановительные процессы после напряженной и длительной физической работы. В результате регулярного посещения бани возрастает сопротивляемость организма к простудным и инфекционным заболеваниям.
Пребывание в парном отделении бани вызывает расширение кровеносных сосудов, усиливает кровообращение во всех тканях организма. Под влиянием высокой температуры интенсивно выделяется пот, что способствует выведению из организма вредных продуктов обмена веществ.
г) Хождение босиком.
Этот вид закаливания очень полезен не только взрослым, но и детям. Дело в том, что на стопах находится много биологически активных точек, которые во время прогулок босиком помогают нормализовать и стимулировать работу большинства систем и органов организма человека. Хождение босиком повышает иммунитет и сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, а также является хорошим профилактическим средством.

Гигиенические требования к проведению занятий.
Закаливание организма неразрывно связано с физическими упражнениями. Физические упражнения значительно расширяют функциональные возможности всех систем организма, повышают его работоспособность. Их оздоровительный и профилактический эффект связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.
Специфика того или иного метода закаливания и сопровождающих его физических упражнений требует особой формы одежды.

Таким образом, закаливание — важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Заключение.
Польза от процедур закаливания очевидна. Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур уменьшает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.
Необходимо соблюдать ряд правил:
1) Систематическое использование закаливающих процедур во все времена года, без перерывов;
2) Постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия;
3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей организма человека;
4) Все закаливающие процедуры должны проводиться на фоне положительных эмоций.
Стоит придерживаться следующих принципов:
1) Закаливание надо начинать, когда человек полностью здоров. Те, кто страдает какими-либо заболеваниями, приступать к процедурам должны приступать к процедурам только после консультации с врачом;
2) Выполняя процедуры, нужно постепенно изменять температуру и время закаливания;
3) Закаливанием нужно заниматься регулярно;
4) Закаливающие процедуры нужно проводить в комплексе с физическими упражнениями;
5) Закаливание должно приносить удовольствие и заниматься им против своей воли не имеет смысла;
6) Обязательно нужно учитывать возраст, состояние здоровья, время года т другие условия окружающей среды;

Библиографический cписок:

1.Артюхова Ю.Н. Как закалить свой организм: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: 2011.157 с.

2.Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений; под общ. ред. Н.Н. Маликова. 3-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2011.528 с.

3.Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия. М.: ТЦ Сфера, 2011.128 с.

4.Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: 2012.210 с.

5.Мильнер К.П. Формула жизни: учебное пособие. М.: 2013.95 с.

6.Попов С.Н. Лечебная физическая культура. М.: 2013.170 с.

7.Участковый педиатр: Справочное руководство: учебное пособие; под общ. ред. М.Ф. Рзянкиной, В.Г. Молочного. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.313 с.

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Essex

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 14-02-2017

Добавить комментарий

Войти с помощью: