Инновационный проект «Внедрение модели методической сети как фактор личностно-профессионального развития педагога»

0
492

Цель инновационного проекта:

Целью инновационного проекта является внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования и создание условий для формирования педагогического мастерства.

Задачи инновационного проекта:

  • определить основные направления и конкретные механизмы внедрения модели методической сети;
  • развивать мотивации педагогов дополнительного образования к социально полезной творческой исследовательской деятельности;
  • совершенствовать внедрение новых форм информационных технологий, методов, средств обучения и воспитания;
  • развивать и повышать уровень научно-исследовательской и методической культуры педагогов дополнительного образования;
  • сориентировать педагогическое мастерство на достижение высокого качества и эффективности обучения через личностно-ориентированный подход педагога дополнительного образования;
  • развивать мировоззрение, профессионально-ценностные и личностно-нравственные качества педагога дополнительного образования, готового к самообразованию и самосовершенствованию;
  • совершенствовать методическую работу для рационального использования возможностей повышения квалификации педагога дополнительного образования;
  • повысить компетентность субъектов образовательного процесса;
  • изучить и систематизировать полезный опыт педагогов дополнительного образования по внедрению данной модели.

Предполагаемые результаты.

Проект даёт возможность с решением проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отстаивания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу педагога дополнительно образования.

Если планировать методическую работу в соответствии с проектом, то это значительно повысит компетентность педагогов, расширит образовательное пространство и обеспечит равный доступ субъектов образовательной среды             к информационным технологиям и ресурсам. Повысит квалификацию                        и умножит кадровый потенциал в учреждениях дополнительного образования, создаст условия для изменения статуса педагога, перевод его с позиции                   «педагога-преподавателя» на позиции педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора. Проект способствует созданию благоприятных условий для личностного профессионального развития педагогов, обеспечивает их карьерный рост, формирование педагогических компетенций и на этой основе профессиональной компетентности педагогов и обучающихся.

Внедрение модели методической сети как фактора личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования детей и молодёжи

 

 

 

 

Технология организации процесса личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования

             
    Самоанализ   Педагог   Диагностика  
               
  Выявление затруднений в педагогической деятельности и недостаточно развитых личностных качеств    
               
  Целеполагание    
               
  Распределение педагогов по группам  
               
  педагоги, испытывающие затруднения в знании теории науки   педагоги, испытывающие затруднения психолого-педагогического характера   педагоги, испытывающие затруднения методического характера   педагоги, которым требуется совершенствование личностных качеств
               
  Курсы в ГОИРО,

научные семинары,

лекции ученых

  Психолого-педагогические семинары,

дистанционные курсы

  Практико-ориентированные формы   Тренинги, деловые игры, организа-ционно-деятельно-стные игры
 

 

           
  Анализ достигнутых результатов  
             
               

 

 

 

 

Актуальность инновационного проекта:

Современной образовательной ситуацией востребована модель педагога, не только отвечающая требованиям квалификационной  характеристики, но и готовая к отказу от привычных схем и стереотипов в поведении, восприятии и мышлении.

Роль педагога как исполнителя директив меняется на роль субъекта, модернизирующего воспитательный процесс. Включение в разработку комплекса разномасштабных образовательных программ вызывает необходимость обогащения опыта творческой деятельности современного педагога теоретико-методологическими, проектными, конструктивно-методическими, профессионально-деятельностными, диагностическими, исследовательскими, прогностическими умениями.

«В современной парадигме управления одним из основных и неотложных путей повышения общественного производства является раскрытие человеческого потенциала, восстановление достоинства и свободы личности, творческой инициативы и социальной ответственности. Это одна из сложнейших проблем нашего общества»,– указывает Г.С. Гавреева.

За профессиональными, креативными и инновационно устремленными кадрами – наше будущее, поэтому необходимо создавать условия для развития их творческой и инновационной устремленности в профессиональном росте.         В качестве характеристик, присущих инновационному и творческому сознанию, выделяют высокий интеллектуальный потенциал, критическое отношение к действительности, устремленность на поиск альтернативы ее совершенству

Опыт работы с педагогами дополнительного образования в системе единой методической работы и анализ реальной практики свидетельствуют             о том, что процесс личностно-профессионального развития педагога носит стихийный и спонтанный узко-прагматический характер, сводясь к отдельным креативным умениям.

Потребность в постоянном творческом развитии, саморазвитии                     и самореализации не стали нормой профессиональной жизни. В то же время реальные условия процесса повышения квалификации, способствующие освоению передового опыта, учету и использованию индивидуальных творческих особенностей педагога, активному взаимодействию с коллегами            и преподавателями, взаимообмену идеями и результатами практики, усилению собственных инициатив в профессиональном самоопределении, непрерывности процесса профессионально-творческого развития и саморазвития используются не в полной мере.

Единая методическая сеть дополнительного образования – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта,              на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства.

В рамках предлагаемого инновационного проекта особую актуальность приобретает обоснование и создание педагогической модели личностно-профессионального развития педагога дополнительного образования в процессе работы единой методической сети и комплекса организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала педагога.

Проблемой педагогического творчества во всех ее сущностных многообразных проявлениях занимались философы, психологи, ученые-педагоги и практики Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Т.Г. Браже, Л.С. Выготский, А.А. Глинский, В.И.Загвязинский, В. М. Лизинский, В.А. Сластенин, П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов, В.С. Шубинский и др.

Научно-теоретическое обоснование: описание научных теорий и разработок, на основании которых создан инновационный проект.

Единая методическая сеть наиболее эффективна, если она организуется как целостная система, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта. Формирование структурно-функциональной модели единой методической  службы широко освещено в публикациях Г.И Волченковой, Е.А. Дитрих, В.М. Лизинского, С.В. Кульневич, Н.А. Мясниковой, И.В. Никишиной, П.И. Третьякова, Ф.П. Черноусовой и др.

По мнению П.И. Пидкасистого, Л.М. Фридмана, М.Г. Гарунова, успех самообразования в современных условиях зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности человека, среди которых первостепенными являются:

– осознание человеком персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности переквалификации и придания этому личного смысла;

– обладание человеком необходимым умственным развитием, способностями усматривать в науке, производстве, экономике и жизненных ситуациях вопросы (проблемы), формулировать их, предусматривать                      и планировать последовательные шаги поиска ответа на них;

– умение мобилизировать, актуализировать знания, способы деятельности из числа уже усвоенных, отбирать из них необходимые для решения вставшей проблемы, соотносить их с условиями решаемой задачи, делать выводы из изученных фактов;

– наличие страстного желания решить проблему (задачу), найти ответ на возникший вопрос, нацелить себя, если это необходимо, на переквалификацию и в свете этой задачи познать новое, привлекая для этого различные источники.

Главная цель деятельности единой методической сети – это непрерывное совершенствование творческого потенциала педагога, содействие его эрудиции и компетентности в области определенной науки под руководством ученых, при сотрудничестве с высшими учебными заведениями.

Экспертный совет является в структуре единой методической сети необходимым звеном. Эффективность работы экспертного совета зависит от слаженности, четкости, реалистичности, прагматичности, мониторинга грамотного анализа, как исследуемых процессов, так и личности обучающегося            и педагога, что теснейшим образом связанно с осуществлением программы учреждения. В компетенцию экспертного совета входит оценка авторских программ, учебных, методических пособий и разработок педколлектива.

По мнению В.М. Лизинского структура организации педагогической, методической, психологической и организационной работы выглядит              следующим образом.

1-й уровень. Методический совет во главе с директором учреждения. Экспертно-аттестационный совет.

2-й уровень. Методическая служба в составе заместителя директора, кафедры содержания, форм и методов образования, кафедры воспитательной           и творческой деятельности, проблемных лабораторий, предметные кафедры, научное общество и педагогический клуб.

3-й уровень. Педагогические инициативные практико-ориентированные, научно-практические малые группы и собственно педагоги.

И.К. Блинова указывает на то, что по отношению к педагогу единая методическая сеть выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Благодаря активному участию в единой методической сети педагог приобретает и закрепляет за собой определенный статус в учреждении.

С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отстаивания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает педагогу избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

Единая методическая сеть стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных                    и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

А.А. Глинский указывает, что основными функциями методической сети современного образовательного учреждения являются:

восстановительная (воспроизведение тех знаний, которые могли быть утрачены по каким-либо причинам);

компенсаторная (преодоление пробелов в профессиональной                 подготовке педагогов);

коррекционная (внесение коррективов в практические умения и навыки педагогов);

адаптационная (приспособление к меняющимся социальным условиям, запросам общества);

развивающая (осуществление качественного, творческого роста педагогов);

– опережающая (профессиональная подготовка педагогов с учетом прогнозов развития системы образования).

В.М. Лизинский выделяет следующие функции методической сети:

– обеспечение педагога профессиональной информацией;

– поддержка инновационной работы педагогов в учреждении образования;

– диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;

– организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;

– помощь в проведении профессиональных конкурсов;

–  выявление, поддержка и распространение передового управленческого и педагогического опыта;

– помощь в разработке и проведение экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов, учебно-методических комплексов.

Современная методическая сеть учреждения образования включает в себя следующие виды деятельности: организационнометодическая,                      учебнометодическая, научнометодическая, инновационнометодическая.

Каждое из этих направлений имеет свою специфику и свои задачи. Научно-методическая служба предполагает обеспечение научно-исследовательских подходов в организации образовательного процесса, совершенствование и повышение профессионального уровня педагогов на основе достижений современной психолого-педагогической науки                           и непосредственно научно-практического опыта. Основными направлениями методической сети являются:

– непрерывное изучение достижений педагогической науки, теории                 и практики обучения и воспитания;

– усвоение научных методов диагностики учебно-воспитательного процесса и формирование у педагогов умения анализировать свою педагогическую деятельность на основе научных методов исследования;

– совершенствование анализа и планирования работы научно-методической службы исходя из современных научных подходов и приоритетов в развитии образовательного учреждения;

– совершенствование видов и форм диагностики и контроля уровня развития педагогического коллектива;

– активизация работы научно-методических подструктур, опытно-экспериментальной деятельности педагогов на основе полученных результатов диагностики и контроля;

– проведение научно-исследовательской работы;

– методическое сопровождение хода инновации в рамках учебного заведения;

–  обсуждение результатов научно-исследовательской работы;

– создание передового педагогического опыта на основе ведущих идей современной психологии, педагогики и частных методик;

– публикация в педагогической печати материалов из опыта работы;

– сотрудничество с вузами и другими учебно-научными учреждениями;

– организация работы научного общества обучающихся;

– разработка программ и учебно-методических комплексов.

Таким образом, внедрение модели методического сопровождения педагогов  дополнительного образования в рамках  единой         методической сети учреждений дополнительного образования  способствует созданию современной информационной образовательной среды учреждения образования.

 

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Andr73

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 22-11-2016

Добавить комментарий

Войти с помощью: